Результаты экспериментов с эмигрантами показали, что приехавшие в США
из западных стран описываются при первом способе выбора смысла операций
— этих людей Лефевр назвал принадлежащими к 1-й этической системе, а
эмигранты из СССР и некоторых восточных стран — при втором,
противоположном, выборе смысла сложения и умножения. Их Лефевр отнес ко
2-й этической системе. Чем эти системы отличаются по сути?
В первой (западной) этической системе компромисс добра и зла
считается злом, а конфронтация — добром. Во второй (восточной)
компромисс добра и зла — это добро, а конфронтация — зло.
Парадоксальныи образом, тем не менее, представители западной
этической системы для повышения своего этического статуса стремятся
достигнуть компромисса с конкурентом, а представители восточной идут с
ним на принципиальный конфликт.
Различие этики в двух системах может быть понято и так. 1-я (западная) система строится на формальном
запрете зла (образец — библейские заповеди), в то время, как 2-я
(советская) на неформальной декларации добра (пример Лефевра —
«Моральный кодекс строителя коммунизма»).
Можно сказать и так. В 1-й этической системе цель не оправдывает
средства, а во 2-й — оправдывает. В 1-й системе есть правила, во 2-й —
цель и смысл.
(с)view-w.ru/2016/01/05/morozko/
Про индейцев с испанцами немного не в тему, а в целом очень интересная статья. Такой повод подумать, хороший повод.