вторник, 22 сентября 2009
305-мм орудие длиной 52 калибра проектировалось Обуховским заводом на начальную скорость снаряда 823 м/с, однако с введением снаряда обр. 1911 года начальную скорость приняли 762 м/с, так как опасались снижения живучести ствола.
читать дальшеОсновное количество орудий, имевшихся к середине 30-х годов были изготовлены еще в период 1909-1917 г.г и не могло быть использовано без перестволения. Эта операция заключалась в замене внутренней трубы и была чрезвычайно трудоемка и сложна. Тем не менее это было дешевле и быстрее, чем изготавливать новые. На транспортеры ТМ-3-12 выделили орудия, перестволенные в 1935 году. Новый транспортер во многом повторял ТМ-2-12, однако на этот раз не удалось обойтись без подъемного лафета . Опыт транспортера ТМ-1-14 показал ненадежность винтового механизма в приводе подъема лафета. Поэтому в транспортере ТМ-3-12 электрический привод заменили гидравлическим, что позволило, кроме того, уменьшить время подъема лафета до 8,5 м. против 15,4 в транспортере ТМ-1-14). Новые решения были приняты и при разработке системы подачи боеприпасов. Прежде всего, в вагон погреб ввели снарядную тележку, которая каталась- в проходе между стеллажами по рельсам. Нагруженная снарядом тележка выкатывалась на переднюю площадку вагона-погреба. Полузаряды на переднюю площадку вагона подавались по рольгангам и загружались в кокор вручную. Подъем кокора кранами был не совсем удобен в смысле затрат времени и маскировки. Поэтому в транспортере ТМ-3-12 увеличили длину зарядной тележки и снабдили ее лебедкой для подъема кокора, которая и заменила подъемные краны. Однако их все-таки оставили, так как с их помощью устанавливались опорные ноги. Зарядная платформа имела еще одну лебедку и тележку для горизонтального перемещения кокора. При его обратном движении боеприпасы выталкивались из желоба зарядного стола и занимали положение, готовое для досылки. Досылка производилась броском зарядного стола. Таким образом, в первой установке ТМ-1-14 пневматически досылался лишь снаряд, а полузаряды - вручную. Во второй установке, ТМ-2-12, броском досылались и снаряд, и полузаряды, но последние не доходили до своего места в каморе орудия, и окончательная досылка производилась вручную. В третьей установке удалось, наконец, добиться полностью автоматической досылки. Это сказалось на скорострельности: у ТМ-1-14 один выстрел занимал 40 с, у ТМ-2-12 - 35, а у ТМ-3-12 - уже 30. В современной артиллерии каждая секунда имеет значение и за каждую секунду приходилось бороться. При испытании первой установки ТМ-3 -12 много сил отняла регулировка укладки снаряда на зарядный стол. С трудом удалось согласовать горизонтальное движение кокора с освобождением снаряда, чтобы последний не сваливался с зарядного стола.
Окончательный проект транспортера ТМ-3-12 был утвержден в мае 1936 года. Но изготовление установок на НГЗ задерживалось в силу ряда объективных причин и завершилось: первой установки - 1 июля 1938 года, второй - I декабря 1938 года и третьей - 1 января 1939 года.
С 21 по 23 июля 1938 года на НИМАП испытывалась первая установка, при этом выявились некоторые недостатки схемы электрооборудования. В следующих установках их успели учесть, и кроме того, с целью облегчения конструкции ряд деталей изготовили из дюралюминия вместо стали. В январе 1939 года все установки прошли второй этап испытаний, и началась подготовка к войсковым испытаниям. Но 30 января 1939 года СССР объявил войну Финляндии, и батарея №9 транспортеров ТМ-3-12 отправилась на фронт. Батарея использовалась в основном для обстрела мощных защитных сооружений линии Маннергейма. Стрельба велась с хорошо известной всем жителям Петербурга круговой железнодорожной ветки Сестрорецк -Белоостров, Введенная в строй в 1896 году, она идеально подходила для действия транспортеров. После завершения боевых действий 9-я батарея была переведена на полуостров Ханко.
И хотя все построенные 356- и 305-мм транспортеры заметно усилили огневую мощь береговой артиллерии, они имели один серьезный недостаток - круговой обстрел был возможен лишь с бетонного основания. Безусловно, транспортеры могли на равных вести бой с линейным флотом любого противника. Однако применение их на сухопутном фронте ограничивалось указанным недостатком. А Красной Армии требовалась железнодорожная артиллерия, способная выполнять широкий спектр задач на приморском и сухопутном фронтах.
www.travelzone.lv/Library/zd_puski/index.php
